Особо в своем докладе финансовая комиссия отметила, что «без содействия мелкого кредита весьма затруднительно развитие кооперативного движения», а население не способно и фактически лишено возможности изыскать потребные для своего хозяйства средства. В связи с этим комиссия делала вывод, что на помощь должно прийти государство. Наверное, это один из немногих случаев, когда законопроект царских министров получил такую поддержку в Государственной Думе.
И царские министры, и думские законодатели справедливо расценили, что часть средств, собираемых сберегательными кассами, должна использоваться на нужды той территории, трудами населения которой они собраны. В июне 1910 г. предложения Столыпина и Коковцова обрели силу закона, в результате чего из сумм Государственных сберегательных касс на выдачи ссуд в основные капиталы учреждений мелкого кредита (как тогда принято было называть кредитные кооперативы) было ассигновано 20 миллионов рублей. Кроме этого, к этой сумме ежегодно должна была прибавляться 1/10 часть прироста денежных вкладов в кассах. Тем же законом крестьянским обществам было предоставлено право обращать в средства сословных учреждений мелкого кредита и некоторые крестьянские общественные капиталы.
В целях повышения эффективности крестьянских кредитных кооперативов также было предусмотрено оказание им финансовой помощи в образовании специальных капиталов для ведения посреднических операций. Начиная с 1911 г. ассигнования на эти цели ежегодно вносились в роспись государственных расходов.
Именно в интересах кредитных кооперативов 25 ноября 1910 года Совет Министров особым распоряжением вменил в обязанность Государственному банку сооружение собственных зернохранилищ. В первую очередь была намечена в юго-восточных губерниях сеть зернохранилищ общим числом 84, емкостью в 58 800 тысяч пудов.
Источник: Информационно-деловой портал TumenToday.ru